Взаимозаменяемость свойстводеталей или узлов машин, агрегатов, механизмов, аппаратов и др. Технических конструкций, позволяющее заменить их или монтировать бездополнительной обработки при сохранении всех требований, предъявляемых кработе данного узла, механизма машины или конструкции в целом. В болеешироком смысле В. — комплексное понятие, характеризующее направление вразвитии современной техники. В этом смысле В. Включает в себя вопросыпроектирования, технологии и эксплуатации машин, приборов и др.в. имеетогромное народнохозяйственное значение и является одной из важнейшихпредпосылок организации массового и крупносерийного производства. Лишьпри обеспечении В. Возможно широкое кооперирование производства (вмасштабах не только одной, но и нескольких стран), основанное наизготовлении деталей и узлов одних и тех же машин на различныхспециализированных предприятиях. Если В. Обусловливает выпуск изпроизводственных цехов в сборочные номинально одинаковых по назначению, конструкции и размерам деталей, полностью отвечающих качественным ифизическим требованиям, а по форме и размерам соответствующих темрабочим местам в механизмах, которые детали должны занимать, то такая В. Называется полной. Например, электролампы (диаметры и резьба цоколей) , штепсельные вилки, лезвия бритв, винты, гайки, подшипники качения и др. Могут применяться только при условии полной В. В ряде случаевэкономически или технически выгодна незначительная дополнительнаяобработка одной из сопрягаемых деталей при сборке, или предварительнаясортировка деталей и их монтаж по группам, без всяких, однако, ручныхопераций пригонки по месту, или подбор отдельных деталей из партии по ихразмерам и т.д. — это так называемая неполная В. Она применяетсяпреимущественно при сборке машин и приборов на предприятии исравнительно редко распространяется на запасные части. Одной из основныхпредпосылок В. Является выполнение размеров сопрягаемых деталей впределах установленных Допусков. В ССР разработаны стандарты, регламентирующие систему допусков ипосадок для различных сопряжений деталей машин и приборов. Ведутся такжеработы по международной стандартизации систем допусков и посадок. ПоГОСТу 8724—58 все метрические резьбы разделяются по шагу на крупную имелкую (раньше — основная и мелкую). Резьба с крупным шагомсоответствует резьбе основной. Разделение мелких метрических резьб на 1-ю, 2-ю, 3-ю и т.д. отпадает. По ГОСТу 8724—58 мелкие резьбыразделяются в зависимости от шага, например резьба с шагом 2 мм, 1,5 мм и т.д. в соответствии с этим меняются и обозначения метрическойрезьбы. Резьба с крупным шагом обозначается буковой М и диаметром, например М10, М36 и т.д. резьбас мелким шагом обозначается буквой М, диаметром и шагом через знакХ; например М10Х1, М36Х2 и т.д. прежние обозначения мелких метрическихрезьб (например 1М10Х1, что означает первая мелкая метрическая диаметр 10 мм, шаг 1 мм) отменяются. Диаметр сверл для изготовления отверстий под метрические резьбы, размеры которых не приведены в таблице 56, можно приближенно определить по формуле: dCB=d — S, где dCB— диаметр сверла, мм; d— наружный диаметр резьбы, мм; S— шаг резьбы, мм. Диаметрыстержней под нарезание крупной метрической резьбы плашками должны бытьна 0,1—0,35 мм меньше номинального (наружного) диаметра резьбы.