Образовательные: выявить музыкальные жанры взаимосвязанные с литературой. Познакомить учащихся с термином либретто, сюжетом балета К. Хачатуряна «Чиполлино» . Создать проблемную ситуацию через поиск ответов на вопросы, раскрывающие взаимодействие музыки и литературы: что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Развивающие: развивать воображение через восприятие музыки и сказкиВоспитательные: способствовать формированию осознанного, эмоционального отношения и интереса к музыке, звучащей на уроке. Учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы. Музыкальный материал: С. В. Рахманинов «Вокализ», Н. А. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко», К. С. Хачатурян фрагменты из балета «Чиполлино» . Оборудование: компьютермультимедийный проектор, экран. Фортепиано. Наглядные средства: мультимедийная презентация с музыкальными фрагментами. Тексты «Колыбельной Волховы» из оперы «Садко» . ХОД УРОКАЗвучит «Вокализ» С. В. Рахманинова. Слайд 1. Учитель читает эпиграф к уроку: «Какая власть сравнится с властью их? Друг с другом мы через слова и звукиСближаемся… Блаженство, радость, муки, Любовь, вражду – все облекаем в них… В словах и звуках вечный ключ сердец! » Е. П. РасторопчинаУ. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наш разговор о тесной связи двух видов искусств. О них говорилось в стихотворении. Назовите их.д. музыки и литературыУ. Перед вами перечень музыкальных жанров, пожалуйста, выберите те, которые связаны с литературой. Слайд 2У. А теперь выберите из них два театрализованных вида музыки. Слайд 3 (ответы детей) У. Молодцы! Вы хорошо справились с работой. Ребята, какие жанры литературных произведений, вы изучаете на уроке литературы.д. рассказы, стихи, сказки… У. Какой из этих жанров самый любимый? Д. Сказки.у. этот жанр не мог остаться без внимания русских композиторов. Одного из композиторов так и называют – сказочником. Это Н. А. Римский-Корсаков. Слайд 4У. Большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка» , «Сказка о царе Салтане» , «Кощей бессмертный» … О какой сказке сейчас пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку: «Новгородский купец, покоривший игрой на гуслях Морского Царя» . Д. «Садко» – Назовите музыкальные жанры, связанные с литературой.– Назовите жанры музыкальных спектаклей.– Как называется литературный текст оперы или балета? – Как звали морскую царевну из оперы «Садко»? – Назовите фамилию композитора, написавшего балет «Чиполлино» .– Что стало бы с музыкой, если бы не было в нашей жизни литературы?