Женскийобраз как бы соткан из света, который его окутывает, обтекает, пронизывает. Проникая из глубины, свет постепенно смягчается в прозрачном покрывале, затем снова сгущается в складках одежды, между прядями волос и наконецразливается по лицу и рукам, позволяя почувствовать, как бьетсяпод прозрачной кожей горячий ток крови. Напрасно задаваться вопросом, что означает загадочная улыбка женщины, какие чувства таятся у неев душе. Это не какое-то конкретное чувство, а разлитое на лице ощущениерадости полноценного бытия в совершенном равновесии мира природы. Такимобразом, Леонардо преодолевает вечную дилемму между идеей и ее реализацией; размышляя о живописи, представляющейся ему средством одновременновыражения и визуализации, он постепенно находит адекватный живописныйязык для воплощения своей концепции мира. «Образ, создаваемый рукойхудожника, должен прежде пройти длительный процесс вынашивания егодухом» (Маринони). Справедливо заключить, что в Джоконде Леонардо, наконец, воплотил приоритет интеллекта и искусства. В гармонии, достигнутой таким путем, заключается величие и значение картины.