Слово «икона» греческого происхождения и означает «изображение, образ, представление». Иконы повествуют о жизни пророков, Иисуса Христа, Богоматери, приобщают человека к событиям духовной и отечественной истории. На протяжении столетий икона хранит память о великом духовном, нравственном, ратном подвиге русских людей, прославивших свою землю, — киевском князе Владимире, Александре Невском, Дмитрии Донском, Сергии Радонежском и многих других. Иконы писались для храмов, были они и в доме каждого человека, их брали с собой в дорогу. Они учили людей любви, красоте, добру, милосердию. Система художественных приемов иконописи сложилась к 9—10-му вв. В Византии. Особое место принадлежало мозаичным иконам; они были как небольшими, так и крупного раза, отражавшие стиль современной им настенной живописи церквей. Самая большая древняя мозаичная икона Богоматери Одигитрии (2-й в.) — в церкви св. Георгия в Стамбуле (Константинополь). В Византии, вероятно, после 9-го в. Распространился новый тип иконы — житийный: в центре изображается фигура святого или святой, а на полях иконы в клеймах (маленьких живописных композициях) представлены сцены из жизни святого. Из Византии житийные иконы попали в Италию, на Балканы, Русь и Кавказ. Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Псковская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северные письма» и др. Появились и свои русские святые, и свои церковные праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли свое яркое отражение в иконописи. Процесс создания иконы сложен. Умело выбиралась доска (чаще всего из липы). На ее поверхность наносился горячий рыбий клей (приготовленный из пузырей и хрящей осетровых рыб), плотно приклеивался новый холст — наволока. На наволоку в несколько приемов накладывался левкас (основание для живописи), приготовленный из растертого мела, воды и рыбьего клея. Левкас сушился и полировался. Древнерусские иконописцы использовали натуральные красители — местные мягкие глины и твердые драгоценные камни, привозимые с Урала, из Индии, Византии и других мест. Для приготовления красок камни измельчали в порошок, добавляли связующее, чаще всего желток, а также камедь (растворимую в воде смолу акации, вишни, сливы, алычи). Иконописцы варили из льняного или макового масла олифу, которой покрывали живопись иконы. В Италии и многих других европейских странах (Франции, Германии, Австрии, Польше) иконы выполнялись преимущественно на дереве и писались масляными красками. Искусство иконописи на Руси постоянно изменялось, особенно значительно со второй половины 17-го в. Под влиянием эстетики Западной Европы. И постепенно высокие духовные традиции древнерусской иконописи были утрачены. Распространение получили дешевые иконы. Доски этих икон не имели левкаса, а покрывались тонким слоем красно- коричневого грунта, по которому делали упрощенный контурный рисунок черной жидкой краской, а затем писали всю композицию. Ныне идет возрождение иконописи как у нас в стране, так и за рубежом. Об иконописи читайте: Энциклопедический словарь юного художника.м.: Педагогика, 1983. С. 162—165