В музыкальной драматургии особую роль играет (1) __________. Он является основой драматургического развития действия любого музыкального спектакля — (2) _________, (3) __________, мюзикла и тд. Определенная последовательность этапов сценического действия — (4) __________, (5) ___________, (6) __________, (7) __________, (8) ________ — позволяет раскрыть жизненные ситуации, взаимоотношения людей в самые разные моменты их жизни, «перенести» зрителей в различные исторические эпохи, страны, в реальную жизнь и в сказку.1. ОПЕРА (от итал. opera — (9) ___________) возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв. Это вид (10) __________, который основан (11) ________. Долгую жизнь имеют оперы, (12) _________ и выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев. Оперы бывают (13) _______, (14) ________, (15) _________, (16) _______. По законам театре оперы делятся на (17) __________ (18) _________) — (19) ____________ — (20) _________. Обычно опера открывается (21) ____________, или (22) _______, в котором образно выражена идея спектасля. Основной характеристикой главных героев оперы являются (23) _________, (24) _________, (25) _________, (26) _________, в которых чувства персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях. В массовых сценах звучит (27) ________, который нередко выступает одним из главных действующих лиц оперы или комментирует происходящее на сцене. Исключительно велика в опере роль (28) _________. Он аккомпанирует певцам и хору, выступает как равноправный партнер действующих лиц оперы, а иногда и как самостоятельной действующее лицо. 2. Намерение написать русскую национальную оперу возникло у (29) _______ в Италии. По воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план пятиактной патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В то время Глинка предполагал писать оперу по повести В. А. (30) _________ «Марьина роща», однако поэт предложил иную тему — тему подвига русского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего своей жизнью для спасения родины от врагов. Подвиг костромского крестьянина был созвучен беззаветному героизму русских людей в борьбе с наполеоновскими полчищами. В 1815 году образ Сусанина попытался воплотить на оперной сцене композитор К. А. Кавос. В 1823 году появилась стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ главного героя глинкинской оперы. Мысль, поданная (31) _________, всецело захватила воображение композитора: «… как бы по волшебному действию, — вспоминал он, — вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке — польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки — все это разом вспыхнуло в голове моей» . По рекомендации двора либреттистом стал Г. Ф. (32) ____________ (1800—1860). В ходе работы план оперы менялся: задуманная вначале как трехактная, она превратилась в пятиактную, а затем — в (33) ________ с эпилогом. Весной 1836 года начались репетиции. Премьера состоялась (34) _________ года в петербургском Большом театре. Опера была с восторгом принята передовой частью общества «С оперой Глинки, — писал его современник, музыкальный критик В. Ф. Одоевский, — является то, чего давно ищут и не находят в Европе — новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период: период русской музыки». Аристократическая публика, близкая к придворным кругам, отнеслась к опере холодно. Еще в период репетиций по настоянию Николая I название оперы было изменено на (35) _________, что должно было придать ей монархическую направленность. Под этим названием опера шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. В 1939 году поэт С. М. Городецкий подверг коренной переработке малохудожественный, пропитанный верноподданическими мотивами текст либретто Розена. В опере Глинки рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино (36) _________, о котором рассказывают многочисленные костромские предания. Величавый образ народного героя, ставшего символом героизма и патриотической верности, воплощен в опере как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувств, показам на широком фоне русской народной жизни и природы.3. В апреле 1869 года В. В. Стасов предложил (37) __________ в качестве оперного сюжета замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—1187). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники 38) __________, старинные (39) __________ ( «Задонщина» , «Мамаево побоище») , (40) __________, (41) _________, былины и эпические песни. Большую помощь композитору оказывал В. В. Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней литературы.